Почему китайцы могут, а мы – нет?

24 Января 2022, 11:54
Почему китайцы могут, а мы – нет?

Если в европейской части страны переработка более-менее налажена, то этого не скажешь про Сибирь и Дальний Восток. А ведь именно оттуда в основном и вывозился круглый лес. Появились ли там новые производства? «О чём вы говорите? – удивился председатель ассоциации «Даль­экспортлес» Александр ­Сидоренко. – Требования к индустриализации Дальнего Востока появились ещё в 2007 г., но за 15 лет не было построено ни одного километра линий электропередачи, ни одного километра железных дорог. Сеть автодорог в разы меньше на душу населения, чем в европейской части. От Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре (а это 1500 км) нет ни ЛЭП, ни ж/д. Какой бизнес осилит их строитель­ство?! Маленькие посёлки в тайге обеспечиваются дизельными электростанциями. Да распиленная там доска будет золотой по себестоимости! На границе Гродеково – Суйфэньхэ со стороны Китая на месте посёлка за считаные годы вырос настоящий центр переработки древесины, потому что в него ежегодно инвестировали 200 млн долл. У нас есть такое? Нет. Поэтому имеем то, что имеем: лес вывозить запретили, а переработки нет. И её организация усложнилась. Одна из местных компаний заказала сушильные камеры в феврале 2021-го. По контракту их привезут в марте 2022-го, а работать предприятие начнёт только в октябре, когда введёт в эксплуатацию упаковочную линию. В нашу ассоциацию входят предприятия Амурской, Иркутской обл., Приморского, Хабаровского краёв. С нового года телефон разрывается, все спрашивают, что делать хотя бы с тонкомерной древесиной, которую нельзя переработать. А что тут ответишь. Пусть тайга растёт, животные размножаются. А люди… Увы, они у нас в Красную книгу не занесены».

Накануне реформы на одном из совещаний полпред президента в ДФО Юрий Трутнев говорил, что в случае полного запрета на экспорт леса без работы в округе могут остаться 7–8 тыс. человек. Единственный выход спасти их от безденежья – увеличение в округе переработки. Но когда она появится? QR-код для деревяшки
Ещё одно новшество, которое появилось с 1 января, – цифровизация ЛПК. Теперь лес можно перевозить только после создания в программе ЛесЕГАИС электронного сопроводительного документа (раньше выписывали бумажный). Прямо на делянке (указываются координаты места) водитель лесовоза должен вбить, сколько и какого леса он везёт, и получить QR-код. В идеале у каждого срубленного в стране бревна должен появиться свой цифровой след, который ведёт от леса до места переработки или дальше до экспорта.

Тестирование новой системы началось в конце декабря и сразу показало множество недоделок. Отрасль просила перенести запуск на полгода, но программу всё-таки запустили. «Люди столкнулись с огромным количеством трудностей, – рассказывает председатель комитета Архангельского облсобрания депутатов по ЛПК, природопользованию и экологии Александр ­Дятлов. – Система постоянно зависала, оформить документы на делянке оказалось невозможно, и Рослесхоз разрешил это делать по старинке в офисах... Надо отдать должное, глава ведомства все новогодние каникулы лично отвечал на вопросы лесников по «горячим линиям», организованным в соцсетях. А их были тысячи. Например, совсем не подумали про дровяную древесину. Если машину дров привезли на котельную, там должны «погасить» QR-код. Значит, работники котельных тоже должны зарегистрироваться в ЛесЕГАИС, о чём они даже не подозревали. При этом у многих людей кнопочные телефоны, их ещё надо снабдить смартфонами. «Я три раза пытался забить данные, всё слетело, плюнул и поехал. Мне же зарплату надо получать», – говорят водители лесовозов. При этом за перевозку леса без электронных документов предпринимателям грозят штрафы по 400 тыс. руб. за каждую машину. Пока о массовых наказаниях не слышно, потому что сотрудники ГАИ, которые должны проверять QR-коды, сами столкнулись с похожими проблемами. Кто-то из них фотографирует код, чтобы проверить позже, – штраф можно выписать в течение года. Вот так лесники и проверяющие органы по всей стране в авральном режиме пытаются освоить новую систему. Представляете масштаб бедствия? Программа постоянно дорабатывается, выходит, наверное, уже 70-е обновление. В общем, начало года для работников отрасли выдалось очень «весёлым». Новость частично взята из сайта aif.ru

Поделиться: